Сёдзи и токонама

Сёдзи представляет собой легкую стену решеткообразной формы, которая заклеивается с одной стороны пропускающей свет матовой бумагой. Следует заметить, что высота сёдзи везде одинакова – немного больше полутора метров.

Было время, когда на балку, которая служит основанием для «нагэси» (это специальный брусок, имеющий углубление для подвижных дверей), самураи вешали свои пики. Эта мера предпринималась для того, чтобы в случае вторжения на территорию дома врагов самурай всегда мог в один прием схватить пику и броситься в бой. Японские воины были людьми не очень высокого роста, и эта особенность не преминула отразиться на архитектурных пропорциях помещения, и, конечно же, на высоте сёдзи.

С тех пор прошло много времени, но тем не менее японцы продолжают пользоваться древними стандартами. К примеру, современные японские жилые помещения могут иметь высоту потолка даже три метра, но поднятие потолка до такой высоты не помешало оставить для сёдзи их старые традиционные размеры.

Старые манеры требуют четкого соблюдения позы сидения во время открытия и закрытия легко скользящих створок. А значит изменяться может только «ко-кабэ» — стационарная часть стены, которая соединяется с перекрытием потолка.

Из-за специфических особенностей конструкции, в условиях жаркого климата с повышенным уровнем влажности в таком помещении в любое время создается удобный температурный режим. В зимний период раздвигающиеся створки закрываются, а экраны, бумажные перегородки, деревянные ставни призваны сохранять тепло. В весеннее время все эти элементы раздвигаются и убираются. Сёдзи заменяются «ёсидо» – подвижной рамой, оснащенной тонкой решеткой, изготовленной из камыша. Воздух, который ранее задерживался с помощью сёдзи, теперь свободно перемещается по пространству помещения, что создает эффект природного охлаждения комнаты.

Как ни странно, но вентиляторов и других устройств для охлаждения воздуха искусственным путем японцы не любят и стараются не применять, так как считают, что с непривычки их использование может привести к заболеваниям простудного или ревматического характера. Еще одним методом борьбы с влажным зноем является ратановый настил, который также способствует свободной циркуляции воздуха в комнатах. Такая ратановая решетка кладется поверх татами. Все эти предпринимаемые японцами меры позволяют сохранять в комнате прохладную атмосферу.

Для японских квартир, как ни странно, несвойственно наличие такого привычного для нас шкафа. Шкафы заменяют две или три ниши, проделанные в стене, одна из которых должна быть пустой и обязательно с приподнятым полом (токонома).

В торжественных случаях она украшалась свитками, икебанами или же статуэтками святых. Издревле токонома считалась непременной привилегией класса самураев, но со времен эпохи Эдо (1600 г.) она приобрела значительное распространение и в обыкновенных жилищах.

По материалам книги Л.Н.Браиловской: «Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет». Издательство «Феникс», 2004 г.

Статьи по теме:
Этнический стиль

Японские шкафы-комоды тансу
Японский минимализм
Перегородки Фусума
Лампы в стиле сёдзи
Лампы в японском стиле
Котацу
История котацу
Ирори

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *