Мебель трансформер

История трансформируемой мебели насчитывает десятки столетий, и на протяжении веков менялись целевые установки и приоритеты в ее разработке, включая не только рациональные резоны, но и такие, на первый взгляд избыточные, иррациональные доводы, как занимательность функциональных преобразований мебели или повышение ее значимости в качестве дорогого престижного предмета, дарующего особый комфорт.

Любопытно проследить, как в рамках традиционной бытовой культуры XIX века решались проблемы обеспечения бытовым комфортом.
Резервное спальное место для прислуги предлагалось в виде кухонного стола-кровати, имевшего вид тумбы, куда кровать убиралась в три сложения. Реклама этого мебельного предмета подчеркивает легкость трансформации с помощью подпружиненного механизма, давая понять, что с нею может справиться и ребенок, что и демонстрируется на прилагаемой иллюстрации в каталоге изделий немецкой фабрики патентованной мебели.

В период «патентного бума» XIX века предпринимались любопытные попытки создания своеобразной мебели, обеспечивающей комфорт, которую можно было бы назвать мебель-несессер и которую, вероятно, можно считать прототипом и началом распространения в наши дни того направления мебельного дизайна, которое носит условное название «мебель-контейнер» и предполагает создание компактно «упакованных» устройств, выполняющих функции различной мебели после несложных преобразований.

От тех же изобретательских заявок XIX века прослеживается генеральная линия прогностических разработок, получившая в 60-е г. XX века условное наименование «мебель-контейнер». Это одно из направлений концептуального дизайна мебели, ориентированного на трансформацию образа жизни в меняющихся условиях среды.

Предвидение востребованности динамичной мебели-трансформера присуще большинству выдающихся архитекторов и дизайнеров в области проектирования мебели и жилой среды в целом.

Увлечение созданием многофункциональных мебельных агрегатов особенно характерно для творческих поисков функционалистов 20-х гг. XX века. Среди выдающихся деятелей архитектурного авангарда того периода Эйлин Грей выделяется как своего рода прогнозист-футуролог, ибо именно она открыла несколько перспективных направлений в новом формообразовании мебели, хотя в ту пору еще не были разработаны соответствующие технологии для промышленного производства таких мебельных предметов. Поэтому, имея вид промышленных образцов мебели индустриальной эпохи, они представляли собой эксклюзивные вещи, сделанные вручную. Среди них — многофункциональные агрегаты и трансформируемая мебель. Целый ряд предметов мелкой мебели, ориентированный на особый комфорт, стал тиражироваться в наше время как дорогие престижные вещи, не только не утратившие актуальности, но и сейчас воспринимаемые как авангардный дизайн-продукт. Это журнальные столики переменной высоты, легко перемещаемые столики из стекла и металла, с подвижным устройством функциональных деталей, настенное зеркало со скрытым объемом для туалетных принадлежностей и другие вещи в том же духе стремления к рафинированной чистоте, порядку и комфорту жилого интерьера.

Все эти предметы были в свое время изготовлены в единственных экземплярах и предназначались для собственной виллы Эйлин Грей, построенной по ее проекту, похожей на белый пароход и носящей экстравагантное имя «Е 1027», в котором зашифрованы обстоятельства ее личной жизни. Для этой же виллы был изготовлен по проекту владелицы трансформируемый шезлонг, ее версия «машины для сидения и отдыха».

Более широко известен шезлонг-качалка Ле Корбюзье, созданный в тот же период (1929 г.) и отражающий ту же концепцию, но более авангардный по форме и материалу и успешно тиражируемый в конце XX века. Для изменения позы отдыха в этих шезлонгах преобразования формы проводятся вручную, что очень просто и совершенно надежно. Надо сказать, что, когда примерно в середине XX века стали встраивать электромоторы в подобную мебель, чтобы изменять профиль ложа, не вставая с него, то идея такой механизации не получила пока широкого практического распространения из-за возможных сбоев и отказов в работе этих механизмов. Здесь вполне уместно вспомнить и такой «тупик эволюции в механизации мебели», как диван-кровать с педалью, при нажатии на которую он буквально «выстреливал» кроватью и горе тому, кто зазевался на ее пути. Вообще в случае с механизацией мебели безопасность эксплуатации — ключевой вопрос. Тем не менее опыты по встраиванию в мебель механических, электрических и пневматических автоматов продолжаются и к XXI веку оформились в направление по разработке интерактивных объектов, где эффект взаимодействия объекта и субъекта носит двухсторонний характер.

Marocchino — это пуфик и лампа, соединенные вместе. Это сиденье, но вместе с тем и светильник, намеренно шаловливо двойственный — гибрид. Сантакьяра смешивает и объединяет функции и создает новую уникальную форму, играя с симовлизмом.

Наработок в этом направлении пока не слишком много, но уже обратили на себя внимание интерактивные объекты итальянского дизайнера Дениса Сантакьяры — добрые, ироничные, услужливые, воскрешающие в памяти «безмолвных слуг», о которых мечтали мебельщики-механики ХVIII века.

Некоторые объекты, разработанные Сантакьярой, чрезвычайно просты, но привлекательны заложенной в них готовностью быть полезными. Вроде вешалки с устройством для беспроблемной — не нагибаясь — чистки обуви или коврика для ног, над которым на тонкой тростинке — трогательная птичка, отвечающая трелью в благодарность за то, что вы вытерли ноги. За ироничными, на грани шутки, предметами скрывается перспективное направление дизайна XXI века, способное на новом уровне решать серьезные проблемы жилой среды.

Настольная лампа. 1956.     Чайник «Basilico». 1972.

Выставка итальянского дизайна в 1972 г. в Нью-Йорке представила новое понимание концепции жилища, отражающее взгляды лидеров итальянского дизайна не только на жилище, но вообще на будущее человечества.

Шкаф Casablanca. 1981, для «Мемфиса».

Система полок Carlton cabinet. 1981, для «Мемфиса».

В нью-йоркской экспозиции дизайнер Э.Соттсасс предложил контейнерную систему мобильного оборудования жилища, но не в аспекте внедрения в практику, а в качестве концептуального предложения.

Развивая идею «мебель-контейнер», материальное воплощение прогностических концепций неизменно принимает вид мобильных агрегатов с плотно «упакованными» функциональными устройствами, которые могут быть развернуты в любой точке жилого пространства с гибкой планировкой, а затем убраны в специальные ниши, предусмотренные в стенах или шкафах. Среди этих «контейнеров» — высокомеханизированные гибриды мебели и электронной аудио-визуальной аппаратуры. Это одна из футурологических концепций, направленная на создание так называемой «исчезающей» мебели, появляющейся только в момент потребности и освобождающей место для развертывания мобильного оборудования другой функзоны.

Наиболее ярким выразителем этой прогностической тенденции стал один из самых выдающихся новаторов в области экспериментального проектирования итальянский дизайнер Джо Коломбо (1930-1971). Невозможно здесь даже кратко охарактеризовать его инновационные проекты мебели и жилой среды в целом, которые в дальнейшем получили развитие в разработках других дизайнеров.

Но достаточно привести лишь один пример, изобретенный им универсальный жилой контейнер для подростка. Из разряда концептуальных проектов эта разработка быстро перешла в разряд практически реализованных, привлекательных для производства и популярных у потребителей. В общих чертах это компактный объем в форме параллелепипеда, занимающий площадь, равную по размеру постели, которая поднята несколько выше обычного, чтобы рационально использовать пространство под ней для удобного хранения практически полного состава необходимых вещей, включая небольшой письменный стол для занятий и стул к нему.

Использован принцип «матрешки» — стул компактно задвигается под стол, а тот в свою очередь под кровать, где еще остается место для немалого количества объемов для хранения вещей, включая одежду, белье, книги, небольшие предметы спортивного инвентаря и т.п. В манипуляциях с этим комбайном не последнее место занимают для ребенка элементы своеобразной игры. Идея Коломбо дала толчок к разработке целого ряда модификаций, а в ряде стран, например, в Японии, где особо ценится возможность экономии пространства, мебель-контейнер для детей и подростков производится серийно на протяжении десятилетий. Теперь и некоторые небольшие отечественные производства предлагают потребителю подобные комбайны.

В последние десятилетия XX века проявилась тенденция концептуальной и экспериментальной разработки «самоорганизующегося жилища» на основе превращения тотально технизированного «жилища-механизма» в «жилище-организм» с присущими ему свойствами адаптации. Ряд зарубежных фирм финансирует прогностические исследования жилой среды, основываясь на неизбежности качественного скачка в бытовой культуре XXI века. Разрабатывалась эта тема в недавнем прошлом и в отечественных научно-проектных институтах. Прогностические разработки жилой среды и мебели неизбежно давали и дают в качестве практического результата проектные предложения по новому формообразованию мебели, инициирующие развитие передовых мебельных технологий с привлечением нетрадиционных материалов, формируя стилистику мебели, созвучную новой эпохе.

Рационалистический XX век наряду с требованием функциональности и необходимости промышленного тиражирования мебели выдвинул и требование компактности и даже портативности, которая отражена в формулировке «исчезающая мебель», ибо важна не мебель как предмет, а ее функция. Быт человека XX века стремительно заполнился многообразием всевозможных вещей, и привлекательной целью становится возможность совмещения их функций, позволяя избавляться от редко используемых вещей, передавая их функции предметам, используемым постоянно, повышая практическую значимость мебельных предметов. Эта тенденция, достаточно четко проявленная в мировой практике экспериментального мебельного дизайна.

 

 

 

stroyconsul.ru

Cтатьи по теме:
Мебель-трансформер 2
Кабинет-трансформер Мартина Саммера
Мебель-трансформеры от Boxetti
Шкаф-кровать
Hillside — камин, кофейный столик и кресло

Табурет Када
Диван-палатка Tent Sofa
Войлочный табурет
Блин валятельный

Японские шкафы-комоды тансу
Старинные столы-трансформеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *